Археология в Таре. Интервью с археологом Татауровом Сергеем Филипповичем
Приветствую вас дорогие читатели!
Это первая серьезная статья, интервью статья Интервью-газеты Косак Михаила. В ней мы поговорим с археологом Сергеем Филипповичем Татауровым. Сергей Филиппович расскажет о том как стать археологом, как попасть в РАН, найти динозавра.
Приятного чтения или просмотра.
Косак Михаил : Здравствуйте
Татауров С.Ф. : Здравствуйте
Косак Михаил : Как вас зовут? Расскажите вкратце о себе.
Татауров С.Ф. : Меня зовут Сергей Татауров, я работаю в академии наук, возглавляю сектор археологии, этнографии РАН
Косак Михаил : Как вы стали археологом?
Татауров С.Ф. : Закончил Омский Государственный Университет им. Ф.М. Достоевского, защитил диссертацию и, наверное, стал так археологом
Косак Михаил : Расскажите о своей первой экспедиции
Татауров С.Ф. : Первая экспедиция археологическая у меня была в 1987 году у Владимира Ивановича Матющенко, который стал моим учителем в археологии на многие годы, земля ему пухом и вечная память
Косак Михаил : Как попали в РАН ?
Татауров С.Ф. : Закончил университет, работал в музее археологии и этнографии университета же, оттуда меня пригласил Николай Николаевич Корнилов директор филиала института омского. Я пошел с начала на должности лаборанта, ну а затем, после защиты диссертации, стал научным сотрудником
Косак Михаил : Расскажите о том, как из рядового археолога вам удалось стать руководителем экспедиции, и вообще добиться тех высот, которые добились.
Татауров С.Ф. : Ну я не хочу сказать, что я каких-то высот сейчас добился, просто шло время, сначала я работал у Владимира Ивановича Матющенко, потом у меня появилась своя экспедиция, потом мы начали работать в городе Тара и уже достаточно много сезонов мы работаем в этом городе
Косак Михаил : Каких советов начинающий археолог должен придерживаться, чтобы стать великим археологом и найти своего первого динозавра.
Татауров С.Ф. : Динозавр — это общая такая метафора. Каждый археолог должен терпеть, он должен понимать, что отнюдь не каждые его изыскания увенчаются каким-то успехом. Бывают сезоны, когда вообще ничего не находишь, зато бывают сезоны, когда ты находишь все и на несколько сезонов вперед
Косак Михаил : Сейчас ваша экспедиция ведет раскопки в г. Тара. Были ли ранее раскопки в этом городе и его окрестностях, и, если были, что удавалось найти ?
Татауров С.Ф. : К сожалению, для моих предшественников, к счастью для меня, Тара не интересовала никого кроме местных краеведов, хотя вокруг нее, в Тарском прииртышье работали действительно великие археологи, такие как Валерий Николаевич Чернецов, Владимир Иванович Матющенко, Вячеслав Иванович Могильников и другие. Они все ее объезжали, но городом не интересовались, поэтому мне достался чистый в археологическом плане город. Мы начинали с разведок, закончили ежегодными полномасштабными раскопками.
Косак Михаил : Удастся ли найти что-то интересное и важное на этих раскопках, возможно удалось найти уже что-нибудь замечательное?
Татауров С.Ф. : Да конечно, удалось буквально со второго шурфа, где мы вышли на княжью башню – одну из основных башен Тарской крепости и вот фактически с первого года у нас увеличиваются районы работ, естественно увеличивается количество найденных артефактов, создаются выставки, проводится постоянное обновление экспозиции областных и местных музеев, поэтому конечно есть на что посмотреть по результатам наших работ
Косак Михаил : Почему именно Тара, именно это место, и как выбираются места для археологических изысканий ?
Татауров С.Ф. : Потому что это один из старейших русских городов Сибири, потому что это город крепость, который два века тянул солдатскую лямку, потому что здесь за эти годы сложилась интересная система укреплений – и крепостных, и острожных, потому что это город на пересечении торговых путей. Мы находим здесь прямые доказательства того, что была торговля и с Китаем, и со Средней Азией, и с европейскими странами, то есть такой разносторонний военный городок, который для нас представляет большой интерес.
Косак Михаил : В случае если экспедиция обнаружить какой-либо ценный артефакт, он будет передан в музей города Тара или отправится в путешествие, к примеру, в столицу субъекта РФ. И какая обычно судьба ожидает находки в археологических экспедициях ?
Татауров С.Ф. : К сожалению, в Таре, в краеведческом музее районном нет реставраторов, а практически все артефакты требуют их участия в процессе превращения находок в экспонаты, особенно в экспонируемые экспонаты. Тем не менее, в конечном итоге, значительная часть остается в Таре, но проходит сложный путь через областные музеи, через реставрацию, воссоздание недостающих частей и т.п.
Татауров С.Ф. : И конечно хочет сказать, что благодаря этим раскопкам впервые в Омске, в областном краеведческом историко-государственном музее появилась экспозиция, посвященная этому городу.
Косак Михаил : На ваш взгляд, самый важный артефакт за всю историю ваших археологических раскопок.
Татауров С.Ф. : Каждый артефакт несет определенный объем информации и только от ученого зависит как он эту информацию вытащит, извлечёт, поэтому это может быть простой фрагмент керамики с каким-то орнаментом, который укажет нам на связи с далекими странами, частями света и т.д., а может быть действительно какой-то драгоценный предмет, в прямом смысле – из золота, серебра или еще чего-то, то есть нельзя соотносить стоимость в научном плане и цену на том же черном рынке
Косак Михаил : Вопрос косвенно связанный с темой нашего интервью: как вам Тара?
Татауров С.Ф. : Тара – сибирский город, небольшой, с состоявшимся населением, с состоявшимся менталитетом, мировоззрением, который смог пережить 90-ые годы, который смог пережить испытания более ранние — Отечественную войну, Гражданскую войну и другие тяготы. Тревожно за его судьбу, потому что нету промышленности, нету предприятий, инноваций в его жизни, но город живет, город мне очень нравиться, мне нравиться здесь работать, мне нравиться здесь общаться с людьми, мне нравиться, что они общаются со мной — поэтому мне нравиться город Тара.
Косак Михаил : Думаете это место благоприятная среда для становления начинающего археолога?
Татауров С.Ф. : Конечно, здесь фактически идет школа, обучение, и многие студенты, которые работают за моей спиной (задний план видео), во-первых, они общаются друг с другом, здесь работают и студенты из Томского университета, из Кемеровского университета, из Тарского университета, из Омского университета им. Достоевского, из института сервиса города Омска – многие из них идут в магистратуру, аспирантуру и уже стали кандидатами наук – те люди, которые побывали здесь впервые на практике.
Косак Михаил : Думаю, не каждый знает о тонкостях археологии, и кто где, когда что копал, но большинство людей не только в России, но и за рубежом плотно ассоциируют археологию с Египтом, пирамидами и мумиями. Что нужно сделать, чтобы среднестатистический гражданин стал ассоциировать археологию с российскими древностями.
Татауров С.Ф. : Нужно воспитывать у своих детей любовь к родине, к тому месту где ты родился, рассказывать им об этом месте. Чтобы рассказывать нужно знать самому историю. Молодые родители, прививайте своим детям любовь к Прииртышью, а не к Египту, потому что ему здесь жить, ему дальше строить здесь свои дома, растить детей, садить деревья – наверное в этом смысл. Наверное в этом смысл.
Татауров С.Ф. : Но а если честно, конечно, нужно возрождать региональное преподавание истории, нужно возрождать активную деятельность музеев, нужно возрождать внимание к своей родине.
Косак Михаил : У Шерлока Холмса есть Доктор Ватсон, у Бэтмена Робин. Есть ли у вас те, с кем, хоть в дождь, хоть в судный день отправляетесь открывать завесу тайн Российской истории?
Татауров С.Ф. : Вот эта экспедиция работает с 2007 года и конечно меня окружают те без которых бы она не состоялась, то есть одному такую экспедиция просто невозможно осуществить, поэтому у меня работает Сергей Семенович Тихонов — старший научный сотрудник сектора археологии нашего Омского института Археологии и Этнографии, здесь и Мария Петровна Черная — доктор, профессор Томского университета, здесь и многие другие специалисты Иркутска, Челябинска, Красноярска, которые принимали работу в этих экспедициях — без них конечно не возможно.
Косак Михаил : На окончание нашего интервью, вы хотели бы передать приветы, пожелать там счастья, удачи и т.п… своим друзьям, коллегам.. и т.п.
Татауров С.Ф. : Я хочу сначала передать всем тарчанам терпения. Я думаю всем будет интересно посмотреть, сходить в новый музей Сибирской государственности, который будет у вас открыт, посетить много других мест, которые сейчас появляются на карте вашего города- это и связано с Московско-Сибирским трактом, это и с возрождением храмовой архитектуры. Поэтому только приветствую вас тарчане, приглашаю на новые открытия.
Татауров С.Ф. : Что касается своих коллег, то я уже говорил сегодня — терпения, терпения, терпения. У нас впереди еще много лет работы, у нас есть ученики, которые продолжат наше дело. Дай бог им тоже здоровья
Косак Михаил : Благодарю за интересные ответы на важные вопросы. Удачных находок вам и вашей экспедиции.
Татауров С.Ф. : Спасибо Миш.
Косак Михаил : Спасибо вам.
отл, если можно сделать регулярними репортижи и где можно озн. с отчетами с раскопов
1) а какого возраста город Вы копаете?
2) попадаются Вам наконечники стрел?
3) имеет он штото общего с гелоном? (по времени)
4)мешают ли Вам черные архи
5) использ. ли в работе металоискатели и геосейсмику
Тема интересная, идея создания интервью-газеты тоже неплоха. Но я бы на вашем месте расширила бы спектр жанров, незачем зацикливаться на одном интервью. А если и зацикливаться, то делать это хотя бы с намеком на профессионализм, которого, увы, в этом материале маловато… Пишу, как действующий журналист с высшим профильным образованием
Интервью — это жанр в котором будут большинство статей газеты, но не единственный. К примеру, самая первая статья не является интервью, да и статья о том, чем увенчались раскопки (типо анонс) тоже.
Касательно профессионализма, я учусь на историческом факультете педагогического университета, поэтому весь мой профессионализм — это опыт, который пока что небольшой, но со временем думаю станет чуть больше.
Таки время идет. Профессионализм растет.