Легенда Зоны. Интервью с писателем, сценаристом и обладателем премии «Серебряная стрела» — Алексеем Гравицким.
Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня у нас интервью с известным писателем и сценаристом Алексеем Гравицким, автором ряда книг S.T.A.L.K.E.R.: «В зоне тумана», «Зачистка», «Аномальные каникулы».
Сати Добош: Расскажите немного о себе, о своём творчестве.
Алексей Гравицкий: Ну, а что тут можно рассказать? Родился. Живу. Окончил детский сад, школу, институт. Поработал по профессии, поработал не по профессии, рискнул сделать профессией свое творчество. С тех пор издал семнадцать книжек, написал сценарии к нескольким десяткам документальных и игровых фильмов и сериалов. Словил пару премий в области фантастики, этого хватило, чтобы понять, что премии приятны, но совершенно бесполезны. Вступил в творческий союз, этого хватило, чтобы понять, что творческие союзы приятны, но совершенно бесполезны. Поймал пару государственных стипендий, как молодой талантливый автор и опубликовал рассказ в экспериментальном школьном учебнике, этого хватило, чтобы понять, что в профессии есть очень много приятных, но совершенно бесполезных вещей. Потому просто продолжаю работать.
Сати Добош: Как возникают идеи для рассказов, книг?
Алексей Гравицкий: Помните фильм «Обыкновенное чудо»? «Из миража, из ничего, из сумасбродства моего…» Еще можно припомнить Ахматову: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда».
В общем и то и другое абсолютно верно. Посылом для написания чего-то может быть пронесшаяся в голове мысль. Таким посылом может стать случайная ассоциация. Ты можешь ехать в метро, читать книжку, поднять глаза, увидеть человека и понять, что перед тобой готовый образ. Или ты можешь продолжить читать книжку, не согласится в чем-то с ее автором, запустить логическую цепочку и прийти к совершенно отстраненной мысли, на которую накрутится сюжет. Или, или… Само зарождение всегда происходит очень индивидуально. Ну и не всегда то, что зародилось будет выношено и дойдет до читателя или зрителя. Зачать ребенка и вырастить его – не одно и то же.
Сати Добош: Когда вы обнаружили в себе тягу и талант к литературе?
Алексей Гравицкий: На счет талантов я ничего говорить не буду. О наличие или отсутствие таланта у автора должны судить читатели и зрители, но не автор. Если автор начинает очень серьезно относиться к себе и на полном серьезе разглагольствовать о своих талантах, ему надо сразу в голову стрелять, чтоб не мучился.
Что до тяги… Знаете, я никогда не мечтал быть писателем. Мне нравилось лепить и рисовать, и мне хотелось этим заниматься, и задатки были, но увы – не сложилось. Мне нравилось актерствовать, и я лез во всю возможную самодеятельность, но опять-таки увы, не сложилось. Мне нравилось читать (спасибо папе, который привил любовь к книге) и я всю жизнь что-то пописывал, но у меня и в мыслях не было, что я когда-то это даже кому-то покажу. А потом… это было где-то на первом что ли курсе института… мне пришла в голову идейка, которая не давала покоя. Знаете, такой творческий зуд – как комар укусил, только зудит значительно мощнее. Идея мне нравилась и было понимание, что это могу сделать только я, потому что кроме меня мои идеи на фиг никому не нужны. И я сел писать. И написал. Тот текст так и остался лежать в столе неизданным. Сейчас, заглядывая в него немножко грущу. Потому что издавать это в том виде, в котором оно существует, нельзя, а идея и в самом деле классная. Может быть когда-нибудь вернусь к тому тексту и полностью его переработаю… Но речь не о нем. Пока писался этот роман, я начал между делом набрасывать какие-то рассказики. Потом какие-то из них рискнул выложить в интернет (а это был конец девяностых, и интернет, как и интернет публикации, выглядел тогда сильно иначе, чем теперь). С удивлением заметил, что меня не растерзали, и рискнул покидать рассказы по редакциям газет и журналов. Неожиданно снова не растерзали и даже напечатали на бумаге. Так и началось. Завертелось, затянуло. Стало понятно, что по-другому уже не могу. Вот, наверное, тогда и включилась тяга, о которой вы говорите.
Сати Добош: Предпочитаете классику, или современных писателей?
Алексей Гравицкий: Предпочитаю хорошую литературу. По статистике среди классиков, ее больше, чем среди современников. Но это не потому, что тогда писали лучше. В прошлом веке, как и в позапрошлом, писателей было сильно больше, чем те, что остались в школьных учебниках. И, к примеру, у того же «нашего всего» Александра Сергеевича написано куда больше, чем знает среднестатистический читатель. Академическое собрание сочинений Пушкина – это довольно приличный объем. Но в массовом сознании живут сливки с творчества избранных. А современники – они не прошли сквозь фильтр времени, из них еще не выжаты эти самые сливки.
Сати Добош: Назовите своего любимого писателя
Алексей Гравицкий: Я сейчас скажу страшную вещь, но у меня нет «любимого писателя». А любимых писателей столько, что список займет по объему примерно столько же, сколько само интервью. Я люблю очень разную классику от Гоголя и Чехова до Горького и Булгакова. Я люблю очень разную поэзию от Пушкина до Саши Черного и от Франсуа Вийона до Дмитрия Кедрина. Я люблю очень разную пьесу от Шекспира и Лопе де Веги до Шварца и Горина. Я люблю современников от Бориса Васильева и Владимира Кунина до Юрия Полякова и Алексея Иванова (хотя Васильев уже тоже практически классик). Я люблю фантастику от Стругацких до Муркока и Желязны. Причем есть авторы, за творчеством которых я слежу от и до, а есть авторы одной книги, но от этого не менее прекрасные.
Сати Добош: Какая из ваших книг серии «S.T.A.L.K.E.R.» лучшая, на ваш вкус?
Алексей Гравицкий: Предлагаете выбрать любимого ребенка? Скажу честно, спустя время у меня есть претензии к каждому из трех романов. Что-то я бы сейчас сделал иначе. Но всеми тремя я в общем и целом доволен. Это творческая вешка, от которой осталось творческое удовлетворение.
Сати Добош: Какие у вас планы на будущее?
Алексей Гравицкий: Никогда не понимал как люди умудряются жить по плану. Я не умею планировать. Хотел бы, но жизнь научила существовать в состоянии вечного форс мажора. А глобально… ну какие могут быть планы… Планирую работать, пока не разлюблю свою работу или пока не впаду в маразм. Планирую вырастить из сына достойного человека. Планирую обзавестись вторым ребенком. Но это не планы, скорее пожелания на будущее.
Сати Добош: С чего начинается и как ведётся работа над книгой?
Алексей Гравицкий: А вот это опять же очень индивидуально. У каждого автора свой подход к работе. И этот подход со временем может меняться. Кто-то пишет отдельными сценами, кто-то начинает с синопсиса, потом расписывает эпизоды, потом разбалтывает диалогами. Кто-то никогда не садится за работу, если выпил хоть стакан пива, а кто-то напротив не работает в трезвом состоянии. И это касается не только современников. «Пиши пьяным, редактируй трезвым» – заповедь Хемингуэя. Или вот, в свое время я не очень понимал, как это Толстой переписывал начало «Войны и мира» чертову прорву раз. А сейчас я все больше уделяю внимания началу и первые сцены каждого нового текста шлифуются, переписываются и перерабатываются много раз. Знаю авторов, которые чтобы избежать возни с началом начинают писать с середины, а начало потом выстраивается само. Тоже метод, хоть и не близкий лично мне.
Про себя могу сказать, что у меня работа начинается с выстраивания конструкции. Мне не обязательно писать синопсис, но пока в голове не сложатся все характеры, пока я не начну понимать своих героев, пока не выстроится общая конструкция будущего текста и не выкристаллизуется идея – я не сажусь писать. Садясь за компьютер набивать текст, я точно должен знать с чего начнется история, чем продолжится и чем закончится. Я точно должен знать о ком я пишу и о чем это. Под «о чем» понимаем не фабулу типа «герой вернулся из военного похода, нашел убитую семью и пошел мстить», а идею, то, что между строк.
Сати Добош: Как относитесь к серии игр сталкер?
Алексей Гравицкий: Качественный продукт. Культовый для своего времени и заслуженно культовый. Мне игра понравилась атмосферой, собственно потому и согласился писать в серию – декорация уже была готова и это была очень заманчивая декорация.
Сати Добош: Что нравится больше, фильм или игра сталкер?
Алексей Гравицкий: «Пикник на обочине» Стругацких.
На самом деле это несравнимые вещи. Во-первых, они различны по стилистике, по посылу, по идее, по жанру, по духу времени. Во-вторых, компьютерная игра и кино разные виды искусства. Их в принципе не корректно сравнивать.
А вообще, я отдаю должное Тарковскому, люблю его «Солярис» и «Андрея Рублева», но фильм «Сталкер» мне не нравился у него никогда – ни в советском детстве, ни в перестроечном отрочестве, ни в постперестроечной юности, ни сейчас, когда я смотрю на него с позиции человека, профессионально занимающегося кинематографом. Можете кинуть в меня помидором 😉
Сати Добош: Каким видите будущие франшизы «S.T.A.L.K.E.R»?
Алексей Гравицкий: Могу ошибиться, но на мой взгляд у этой франшизы нет будущего. Слишком много людей со слишком большим энтузиазмом выдавливало из этой курицы золотые яйца. В результате курица не то что перестала нестись, а практически сдохла. Сейчас для возрождения былого величия, к этой франшизе нужно подходить не с понтами, оставшимися от былого величия, а трепетно и нежно, взращивать ее практически с нуля. Не думаю, что кто-то станет этим заниматься и тем более, что этот кто-то способен отбросить помянутые выше понты. А тем, кто похоронил франшизу, начиная от Григоровича и заканчивая создателями незабвенного «графического романа» могу припомнить песенку из советского мультика по мотивам Стивенсона: «Раз, два, три, четыре, пять. Знаете, наверно? Раз, два, три, четыре, пять. Жадность — это скверно».
Сати Добош: Спасибо вам за интервью от имени газеты и огромное спасибо от меня.
Скажу честно, я немного волновалась, но вы такой открытый, приветливый человек, что мне было приятно брать у вас интервью
Спасибо ещё раз)
Алексей Гравицкий: Всегда пожалуйста 🙂
Комментарии: